Дедукция.
С чего начиналась рубрика

Как родилась идея рубрики "Дедукция маркетолога", и как мы её прорабатываем?
Мы постоянно в поиске чего-то нового для нашего сообщества, что будет развивать маркетинговые навыки. Это история о том, как мы придумали рубрику и получаем сотни больших вдумчивых комментариев каждую неделю.

Если вы хотите что-то подобное в своём сообществе, то этот текст для вас. Мы расскажем о том, как нашли идею, с какими сложностями столкнулись и сколько тратим ресурсов.

Задача сложная. Т.к. идея должна быть простой и понятной для большинства, с одной стороны, и как-то соотноситься с маркетингом, с другой стороны. Успех будет тогда, когда идея новая и ее в нашей нише еще никто не применял.

Идея "Дедукции для маркетологов" принадлежит Феликсу. В новостной ленте он натолкнулся на сообщество "Дедукция на практике". В нем прокачиваются дедуктивные навыки, которые популярны в фильмах, типа "Шерлок Холмс".

Авторам предлагают сделать фотографии того, что их окружает, а читатели пробуют составить портрет автора на основании фото в комментариях к посту. С доказательствами, почему именно такие выводы сделаны. Пример поста, который нас зацепил:
Интересно и то, что в их Инстаграм-аккаунте есть продолжение идеи — вот такие лайфхаки, которые прокачивают и расширяют возможности участников этой рубрики.
После каждого поста-вопроса есть пост-ответ, который выделяет определенных комментаторов и поясняет, что было правильно, а что нет.
Но как эту идею применить к маркетингу? Эврика! Можно взять профиль с открытыми группами, сделать скрины сообществ и предложить подписчикам Церебро определить по ним, что это за человек.

Тогда будет и новая рубрика, и прокачка навыков маркетолога, т. к. придется изучать по скринам пристрастия человека и пробовать угадать, кто он и что ему интересно.
Первые шаги
Первая дедукция состоялась 22 сентября. Пост собрал 163 комментария — стало понятно, что рубрика заинтересовала подписчиков. Для этого Феликс подобрал интересный профиль и сам оформил пост по образцу из источника.

Наиболее интересным нам показалось не только количество комментариев, но и их качество: каждый комментарий как самостоятельный пост.
Ответ на эту дедукцию появился в понедельник, писал лично Феликс. И эти ответы стали образцом для формата поста.
С 5 октября и по сегодняшний день все работы с рубрикой "Дедукция для маркетологов" — задача редакторов.
Как строится работа над рубрикой?
Нужно выбрать профиль человека, у которого не скрыта информация о группах. Используем для этого, конечно же, Церебро. Например, собираем участников нескольких сообществ определенной тематики, чтобы прослеживался конкретный интерес. Далее фильтруем полученную базу и берем только те профили, у которых не больше 300–400 сообществ, чтобы они поместились в скрины.

Затем изучаем все профили подряд, смотрим, а что по сообществам можно сказать о человеке и есть ли этому подтверждение на его стене, в заполненной информации, в фотоальбомах.

Мы изучаем буквально каждую группу, внимательно смотрим стену, каждую фотографию, подписи и комментарии под ними. То есть этот человек становится нам практически родным. Мы о нем узнаем все, что можно. На поиск и изучение профиля может уходить несколько дней по 2-3 часа.

Стараемся искать интересные профили, чтобы вы тренировали внимательность и аналитические способности, а не делали очевидные выводы. Это очень удлиняет наши поиски профиля для рубрики, и пока это самая сложная задача.

Затем мы делаем скрины групп и пабликов пользователя и пишем пост к очередной дедукции. Для того чтобы умная лента не считала посты копиями, на каждый пост пишется своя подводка.
Пятница — значит Дедукция!
Для поста с заданием решили выбрать пятницу, чтобы можно было в более-менее свободное время посидеть и разобраться.

Мы ждем с нетерпением выхода задания и ваших комментариев. Первые часы редакторы сидят вместе с вами. Читают комментарии, задают вам наводящие вопросы, т. к. многие просто пишут идеи, без обоснования того, на чем эти идеи строятся.

Расстраиваемся, если вы совсем не угадываете, и очень радуемся, если проявляете свои дедуктивные способности на все 100% и расписываете подробно, почему пришли к таким выводам.

Следим за комментариями до позднего вечера пятницы и по возможности в выходные. К сожалению, отслеживать комментарии непросто, так как ВКонтакте не уведомляет, когда пользователь отвечает на коммент от имени сообщества. Чтобы не пропустить ни один комментарий участников дедукции, мы подключили специальный сервис chotam.ru и получаем уведомления в личные сообщения.

В понедельник и вторник мы еще раз внимательно читаем все комментарии и выбираем те из них, в которых вы с помощью дедукции наиболее точно описали человека из задания. Причем те комментарии, где есть обоснования выводов.

Все интересные идеи из комментариев в дальнейшем используются для цитат, т.е. для постов-картинок, где мы пробуем в одно небольшое предложение уместить лайфхак.
Сначала это была задача двух редакторов, 5 последних недель к редакторам присоединился еще один член команды, который помогает не только выбирать профиль, но и лучшие комментарии и материал для цитат.
Результат рубрики
Остановимся на таких цитатах подробнее.

В каждой дедукции в ваших комментариях есть выводы, которые можно использовать как подсказки/шпаргалки для описания профилей в будущем, например в работе над рекламой для какого-либо проекта. Это такие высказывания, в которых частные выводы можно привести к общим положениям.

Например, у героя дедукции 5 сообществ по маркетингу и больше 10 сообществ в определенной нише. Участники рубрики сделали вывод, что это бизнесмен, который продвигает свой проект: обычно у SMM-щика больше 5 сообществ по маркетингу.

Подобные идеи сначала проверяем. С помощью Церебро собрали сообщества по маркетингу, участников этих сообществ и проверили, кто из них маркетолог, а кто бизнесмен. Пришли к выводу, что высказывание близко к истине. Конечно, есть исключения, но общий паттерн поведения в соцсетях совпадает. То есть, при анализе других подобных профилей на него можно опираться: если видите, что больше 10 сообществ в нише и меньше 5 сообществ по маркетингу, вероятнее всего, перед вами бизнесмен.

Материалы для цитат собираем в отдельный гугл-документ, еще раз их внимательно читаем и пытаемся из частностей сформулировать общее правило для определения характеристик ЦА. Задача цитат из дедукции — получить готовую формулу составления портрета ЦА, чтобы такими формулами можно было пользоваться при оценке профилей в дальнейшем. Планировалось, что это будет такой сборник подсказок, на который можно опираться при изучении аккаунтов в будущем.
Ошибки
Да, мы делаем ошибки. Возможно, вы забыли, но первая цитата, которую мы опубликовали на основе ваших комментариев, вызвала, мягко сказать, неоднозначную реакцию у наших подписчиков.

Все обвиняли автора, что он говорит очевидные вещи, многие примеряли мысли из цитаты именно на себя: вот у меня совсем не так — значит, это не может быть правдой. Мы были шокированы количеством негативных комментариев, а автор даже попросил удалить эту цитату из паблика, так как был недоволен сложившейся ситуацией.

Мы поняли свою ошибку, в комментариях пояснили, откуда взялась эта цитата, ответили на сообщения, что это было в рамках задания по дедукции, и без контекста мало кто может понять, о чем речь.

Сейчас мы экспериментируем с такими цитатами и пробуем дать или больше контекста, или формулируем мысль так, чтобы не было двойных трактовок.

Сначала использовали цитаты в таком дизайне:
В сообществе Лентача подсмотрели идею дизайна для цитат. Понравилось, что в таком варианте больше внимания уделяется автору. И гипотетически это может вызвать желание принять участие в дедукции и попасть со своей аватаркой в пост к Церебро. Сменили дизайн и попробовали дать больше контекста:
Много кому такой дизайн понравился, негатива стало меньше, но он все равно оставался. И нас это беспокоило. Переживали именно за авторов. Ведь они пишут ценные комментарии, а негатив после публикации цитат может отбить желание у других участвовать в дедукции. Поэтому от Феликса вышел вот такой пост:
В комментариях были очень ценные мысли по поводу того, как сделать эти цитаты понятными для всех:
После этого в цитатах мы стали публиковать ссылки на исходный комментарий, чтобы был понятен контекст для тех, кто не участвовал в дедукции никогда или пропустил одно из заданий. И сейчас все меньше людей пишут, что "у меня не так — значит, это неправда".

Эту задачу до конца не решили, но вектор развития найден.

В какой-то момент участников дедукции стало меньше. В среднем комментариев под каждой дедукцией было 200–300. А тут — всего 100–150! Создали опрос, чтобы выяснить, что мешает участвовать в дедукции. Вот такие результаты получили:
После этого голосования изменили время дедукции — посты опять стали выходить вечером, так как многие в комментах писали, что днем заняты на работе и некогда отвлекаться на дедукцию. А это все-таки не менее часа-двух плотного исследования. Если, конечно, написать комментарий, репост которого сделаем в Церебро с упоминанием вашего имени. Вот как это уже было с одной нашей участницей — Сашей Фокс.
Мы сделали репост ее комментария на стену Церебро, и ей это принесло 10 новых заказчиков. Об этом она рассказывает в видео
Рассылка о Дедукции
По вашим просьбам (вы писали об этом в комментариях) с 14 ноября запустили подписку на рассылку "Дедукция для маркетологов". Задача рассылки — напомнить, что сегодня пятница, значит, время дедукции. Чтобы даже те пользователи, которые не видят посты Церебро в своей ленте и не подписаны на уведомления, но интересуются рубрикой, не пропустили новые загадки. А в среду приглашаем прочитать ответ на пятничную дедукцию.

Всего на рассылку подписались больше 800 человек, и с 14 ноября в среду и пятницу они регулярно получают письма. К сожалению, на данный момент временно подписаться на рассылку и отписаться от нее автоматически нельзя, но мы решаем этот вопрос:)
Благодарочки
В одной из дедукций наш подписчик задал вопрос, будут ли за участие в дедукции какие-то поощрения? Блин! Ну как же так! Совсем забыли про поощрения, ведь участники тратят много времени, дают такие экспертные комментарии, что нам у них учиться и учиться, а мы никак не поощряем эту активность.

И тогда придумали различные варианты поощрения для активных участников рубрики. И вот уже 23 октября в Церебро появился пост:
В качестве поощрения самым активным участникам отправили открытки с личными пожеланиями от Феликса Зинатуллина и его фото, а также значки с символикой Церебро.

Теперь в задачи по дедукции добавились покупки открыток с видами Санкт-Петербурга, фотографирование Феликса, подписывание открыток. Но перед этим нужно написать лучшим комментаторам, попросить у них адреса. И потом все это отправить почтой России.
Также отслеживаем посылки, напоминаем комментаторам, что посылка уже ждет их на почте и нужно ее получить. Потом просим написать отзыв, сделать фотографии презентов и закинуть отзыв в предложку.
Резюме
В работе над дедукцией заняты 3 человека. Феликс помогает с цитатами. В среднем на подготовку одной дедукции: выбор аккаунта, изучение его, подготовка скринов и написание поста, отслеживание комментариев, вопросы участникам в комментариях, анализ комментариев после окончания дедукции и весь описанный выше порядок действий — уходит от 20 до 24 часов.

Но все эти временные затраты ничто по сравнению с тем удовольствием, которое мы получаем от ваших дедуктивных способностей, экспертных комментариев и внимательности.

А еще нас очень вдохновляет продолжать работу с дедукцией, когда наши подписчики внедряют такую же рубрику в своих сообществах. Например, Дмитрий Филимонов в очень непростой нише обучения трейдингу.
Хотите прокачать свои аналитические способности и внимательность? Тогда каждую пятницу ждем вас в рубрике "Дедукция для маркетологов".
Получайте клиентов из ВК, используя все возможности Церебро. Подключить можно тут.