«Никаких больше вечеринок»: как выжить в кризис музыкантам

Ивент-индустрия – одна из сфер, которой пандемия и ее последствия нанесли наибольший урон: представители отрасли в один момент лишились привычного способа заработка, и пока непонятно, когда смогут восстановить его в полном объеме. Непросто всем: клубам, организаторам фестивалей и концертов, промоутерам и, конечно, самим артистам. Совместно с https://vk.com/soldoutmafia подготовили советы, как в кризис выжить музыкантам.
Переносите выступления, а не отменяйте их
У многих команд концерты, туры и выступления на фестивалях распланированы на год-полтора вперед. Что делать со всеми запланированными мероприятиями – вопрос, точного ответа на который не знает никто. Практика показывает, что российские артисты переносят мероприятия поэтапно, небольшими шагами: сначала на июнь, потом на конец лета или осень. Зарубежные коллеги часто сдвигают даты сразу на год.

Люди не покупают билеты, и это понятно: многие потеряли заработок частично или полностью, ни у кого нет чёткого понимания, что нас ждёт в ближайшем будущем. Продажи упали сразу с первыми ограничениями, а уровень возврата билетов, наоборот, возрос. И это действительно большая проблема для промоутеров и музыкантов, потому что деньгами, полученными с продаж, они давно уже покрыли текущие расходы: аренду площадки, рекламу, дизайн, полиграфию. Логичный вопрос: почему не запросить у клуба арендную плату назад? Потому что клубы эти деньги тоже уже раздали: выплатили зарплаты сотрудникам и покрыли свои расходы.

Группа теряет часть денег и на билетном сервисе. Вы покупаете билет, билетный сервис берёт комиссию – группа получает меньшую сумму, чем вы оплатили. А когда вы оформляете возврат, артист возвращает вам полную стоимость.

Очень важно объяснять ситуацию слушателям и доносить до них, что возврат билетов – это огромные убытки. Для людей, не занятых в индустрии, это совсем не очевидно. Напоминайте, что все купленные билеты можно будет использовать на будущих концертах, поощряйте и благодарите тех, кто не сдает билеты, если есть возможность. Отличный пример такого разъяснения – пост Веры Мусаелян, солистки группы «АлоэВера». Просто, по-человечески и очень понятно: https://www.instagram.com/p/B-caiepAabk/?igshid=epzbn8x3woeb
Чем заняться музыкантам на самоизоляции?
Выстраивайте отношения со слушателем
Используйте вынужденное затишье на благо: займитесь контент-планированием и раскачкой сообществ в социальных сетях. Цена привлечения подписчиков сейчас немного снизилась, музыкального трафика стало в разы меньше из-за отсутствия инфоповодов – идеальное время.

Вот что делает SoldoutMafia и рекомендует клиентам:
1. Измерить текущие показатели активности подписчиков сообщества.
2. Проанализировать, какие посты сообщества наиболее популярны: собирают больше лайков/репостов/комментариев, проранжировать их по этим признакам и выявить тенденции. Церебро всем в помощь!
3. На основании пункта 2 спланировать контент-стратегию.
4. Привлекать новых подписчиков, чтобы к моменту, когда концерты вернутся в нашу жизнь, быть в полной готовности.

Можно встроить в контент и рекламную стратегию работу с подпиской пользователей на рассылку. Эта база очень пригодится в дальнейшем: она позволит быстро оповестить большое количество подписчиков. ВАЖНО: такую рекламу можно запускать только на самую тёплую фанатскую аудиторию.
Заведите аккаунт на краудфандинговой платформе
Или почему важно вкладывать силы в развитие соцсетей?
Причина 1 – Patreon. Знаете группу Alai Oli? А о том, что уже год они ведут страницу на Patreon? Сейчас группа получает около 2 000 долларов пожертвований фанатов ежемесячно. В сложный период это огромная помощь для музыкантов.

Если вы не знакомы с платформой – рассказываем. Patreon – это сервис, где слушатели могут поддержать любимую группу ежемесячными пожертвованиями от 1$. Каждый месяц со счета патрона списывается сумма, равная цене лота, на который он подписан. Лоты устанавливают сами музыканты, каждый уровень вознаграждения (пожертвований) предполагает свои бонусы, которые слушатель не найдет вне платформы: спеццены на билеты, подарочный мерч, возможность попасть в гримерку до/после концерта, закрытые концерты для подписчиков и другие плюшки.

Причем здесь соцсети? У Patreon нет удобной системы поиска, сюда приходят, чтобы поддержать уже знакомый любимый коллектив. Сначала развиваете соцсети – потом приглашаете поддержать вас на Patreon. По-другому не работает.

Причина 2 – PLANETA.RU. Команда группы Lumen, с которой мы работаем по Digital, запустила проект на Планете по сбору средств для записи домашнего альбома в условиях самоизоляции. Проект стартовал 30 апреля. К 15 мая удалось собрать 841 700 рублей. Вывод тот же: любите своего слушателя, выстраивайте с ним тёплые искренние отношения и позвольте поучаствовать в вашем творчестве.
Проводите трансляции и онлайн-концерты
За время самоизоляции, кажется, мы видели онлайн всё: домашние и студийные концерты, фан-встречи, фестивали, конференции и мастер-классы стали частью нашей жизни.

Всё это отлично работало в начале самоизоляции, но сейчас пользователи пресытились и немного устали.

Теперь недостаточно быть просто классным, чтобы привлечь аудиторию. Разворачивается настоящая борьба за внимание пользователей. Каждый старается выдумать какие-то фишки, которые подтолкнут аудиторию выбрать именно этот эфир из 4–5, что идут в это же время. Поэтому ищите новые решения, которые привлекут внимание к вашей трансляции.

Например, «АлоэВера» устроили «Тусовочку без риска» – онлайн-концерт с качественным звуком, изображением в ZOOM, где слушатели могли общаться с музыкантами и задавать вопросы. А ещё в процессе выступления на экране появлялись домашние танцы участников конференции.

А Lumen объявили о создании фан-клипа. Ребята опубликовали фрагмент новой песни и предложили слушателям прислать короткое видео на неё: «Танцуйте, стойте на голове, разыграйте сценки, устройте батл – никаких ограничений! Только эмоции, которым вы даёте волю под эту песню, где бы вы ни находились сейчас в самоизоляции!».
Зарабатывайте на донатах!
При проведении онлайн-трансляций, выступлений в Зуме и т п. используйте систему донатов (добровольных поощрений) вместо фиксированной оплаты за билет на онлайн-событие. Это позволит избежать негативной реакции аудитории.

Если ещё полтора месяца назад зритель был готов платить за онлайн-выступления, то сейчас он избалован большими спонсорскими концертами и бесплатными трансляциями и недоумевает, почему за онлайн-просмотр нужно платить. Поэтому важно придумывать новые решения для привлечения внимания к вашей трансляции среди всех, что идут в это же время.

При этом стоит объяснять, почему вам важна такая денежная благодарность: рассказывать о текущих расходах, убытках из-за отмены концертов и т. п.

Отличный пример онлайн-выступления за донаты – группа «Порнофильмы». Ребята делали стрим в YouTube с телефона и прикрутили к трансляции ссылку на сайт Фонда борьбы с лейкемией. Своим выступлением музыканты хотели привлечь внимание к тому, что кому-то сейчас сложнее, чем всем нам. И у них получилось: за время трансляции удалось собрать 854 762 рубля.

Если вы хотите настроить прием донатов для своих трансляций, можно воспользоваться приложением Open Broadcaster Software (OBS). Программа доступна для всех ОС и понятна в настройке и использовании. Но перед началом работы подробно изучить инструкцию все-таки придётся. Делимся пошаговым руководством по настройке приложения для ВКонтакте.

Ещё вам потребуется дополнительная регистрация на платформе по типу Donation Alerts (самая популярная платформа среди российских пользователей) для вывода средств.

Используйте формат Drive-In
В Дании прошел первый концерт местного музыканта Мадса Лангера в формате Drive-In. Концерт посетили 500 человек, не нарушив при этом режим социального дистанцирования. Звук транслировали по автомобильному радио, а с музыкантом можно было общаться по видеосвязи в Zoom. Как сообщили организаторы, билеты были раскуплены в первый же день. В России один из первых концертов в таком формате планируется 30 мая в Санкт-Петербурге. Выступит Thomas Mraz. Автопаркинг, на котором будет выступать музыкант, рассчитан на 100 машин. Возьмите на заметку этот формат!
Если вы решили сделать свою онлайн-трансляцию с блэкджеком и… С чем именно – решите сами, а мы подскажем как.
Любимчик SoldoutMafia и неоспоримый карантинный лидер – ZOOM

Во время карантина Zoom буквально взорвал интернет. На данный момент это самый удобный сервис, который позволяет проводить онлайн-конференции до 1 000 участников (в зависимости от выбранного тарифа).

Здесь проходят рабочие встречи, дистанционное обучение, вебинары, домашние вечеринки и многое другое. Мы проводим здесь еженедельные конференции «Музыкальный рынок на самоизоляции или в *опе?» (пример выпуска)

А здесь можно найти инструкцию по настройке конференции в Zoom с трансляцией на YouTube.

Где ещё можно проводить трансляции?


Почти все соцсети сегодня поддерживают прямые эфиры. Ниже собрали технические гайды по прямым трансляциям от разных платформ:
Инструкция VK
Как проводить мобильные трансляции ВКонтакте
Инструкция YouTube
Инструкция Facebook
Band.Link добавили 2 новых модуля: Стримы и Сбор Средств

И напоследок делимся еще несколькими онлайн-решениями для проведения ваших виртуальных мероприятий.

Платформа для взаимодействия зрителей с онлайн-конференциями MeYou

MeYou — команда с 5-летним опытом активного использования двух важнейших компонентов для рынка в нынешних условиях: SecondScreen + коммуникации зрителей со сценой. Опыт работы на 1300+ форумов.

Доступные инструменты:
  • Взаимодействие с аудиторией.
  • Можно включить трансляцию во весь экран и продолжить знакомиться, голосовать и задавать вопросы в телефоне (технология Second Screen).
  • Можно свернуть конференцию и слушать ее фоном, продолжая работать. А в это время в телефоне будет идти текстовый репортаж с самыми важными цитатами спикеров, там же будут писать другие зрители, и можно будет голосовать по ходу конференции.
  • Знакомства зрителей между собой.
  • Нетворкинг прямо на сайте и параллельно в телефоне. Это не просто немодерируемый общий чат, а чаты ТЕТ-А-ТЕТ.
  • Спонсорские чаты.
  • Конференция у вас на сайте, а не на внешней платформе.
  • PayWall — часть контента может быть платной.
  • Авторизация через соцсети.
Площадка для онлайн-мероприятий от Livesignal

Съёмочный павильон Livesignal расположен на Арме и включает в себя:
  • 300 м2 пространства;
  • 24/7, с парковкой без заявок;
  • жирный (с резервом) интернет-канал;
  • аппаратный комплекс в Full HD и 4K;
  • гримёрка с кухней и зоной отдыха;
  • съёмочная зона с готовыми фонами, а также возможность построить любые декорации или завесить все чёрной тканью;
  • потолочные фермы для световых приборов.
Сервис для проведения онлайн-мероприятий от «АСТ Телеком»

Для тех, кто хочет провести мероприятие в онлайн-формате на телевизионном уровне. В распоряжении «АСТ Телеком» собственная съёмочная студия, новейшее оборудование, модератор конференции, профессиональный ведущий, техническая поддержка 24/7.

Платформа для онлайн мероприятий DEEP Platform

DEEP Platform — это интерактивная среда для онлайн-мероприятий от EventPlatform.

Особенности платформы:
  • «Живое расписание»: каждый элемент программы может «взаимодействовать» с участниками до, во время и после сессии. Вовлечение, опросы, контроль присутствия.
  • Мегачат: адаптивная лента новостей, отзывающаяся на то, что говорят докладчики, несущая разные формы контента, в том числе интерактивные.
  • Трансляция без ограничения количества участников.
  • Виртуальный ведущий, LIVE-комментатор и онлайн-монтаж (склеивание и показ слайдов и видеороликов «на ходу», титры и инфографика).
  • Синхронный перевод.
  • Видеовстречи, интервью, групповые упражнения – любая модель, любая механика панельной дискуссии, учебной сессии, бизнес-игры или даже тимбилдинга теперь реализуется в онлайн.
Онлайн-трансляции и телемосты от Comdi

Comdi — агентство по организации онлайн-трансляций и телемостов любого масштаба и большая оборудованная студия телевизионного уровня в Москве. На рынке уже более 10 лет.

Eсть всё, что необходимо для организации идеального освещения события в онлайн-среде:
  • Телевизионное качество онлайн-трансляции физических мероприятий: мастер-классов, международных форумов, концертов, модных показов, спортивных мероприятий.
  • Онлайн-конференции из нашей студии или с вашей площадки – на выбор, доступная миллионам зрителей через плеер Comdi, YouTube, Facebook и другие сервисы.
  • Творческая и техническая поддержка на всех этапах трансляции: от подготовки сценария до организации многокамерной съёмки и телемостов.

Как видите, возможностей для проведения онлайн-событий любого (или почти любого) формата сегодня действительно много. Но есть и совсем нерешённые вопросы: например, пока нет сервиса, который позволял бы музыкантам из разных мест (что в период строгой самоизоляции особенно актуально) делать совместные выступления в режиме реального времени без задержки звука. Вполне возможно, благодаря кризису скоро мы получим решение этой проблемы. А пока – очень ждём и ищем.

И последний, но очень важный совет. Не нужно пытаться делать что-то, что вам неприятно. Есть артисты, которые хотят быть подписчикам настоящими друзьями и вместе воплощать любые творческие идеи. Есть артисты, которые держат дистанцию и общаются со слушателями более сдержанно. И те, и другие прекрасны. И у первых, и у вторых есть своя аудитория, которой нравится именно этот тон общения. Оставайтесь собой!

На этом всё. Пусть мы все будем здоровы и как можно скорее вернемся к живым концертам, которые, конечно, не заменит ни одна трансляция!
За помощь в подготовке материала благодарим Катерину Павлову и https://vk.com/soldoutmafia

Visual by Vlad Kluykov
Получайте клиентов из ВК, используя все возможности Церебро. Подключить можно тут.