Новый сбор за рекламу в Интернете

1 апреля 2025 года вступил в силу закон о 3% сборе за распространение рекламы в Интернете.

В конце марта Минцифры опубликовало проект особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений (далее Проект).

Проект пока не утверждён Правительством РФ, но основания полагать, что в документе появятся значительные корректировки у нас нет.

Разбираем, подробнее, что известно сейчас
Содержание
1. На что начисляется сбор
Согласно тексту поправок и Проекта, рекламораспространители, операторы рекламных систем, посредники и агентства должны будут уплачивать государству 3% от дохода, полученного за квартал от:

— оказания услуг по распространению рекламы, подлежащей маркировке (бюджеты в актах орд + комиссия за оказание услуги, если заложена);

— вознаграждения агента за оказание таких услуг.

Доход в этом случае является базой для расчета суммы сбора, понятие дохода определяется согласно правилам бухгалтерского учета.
2. Кто будет платить рекламный сбор
Рекламный сбор должны будут оплатить все, кто получил доход в цепочке размещение интернет-рекламы, а именно:

Рекламораспространители — блогеры, админы каналов/групп, владельцы сайтов, СМИ и проч.;

Операторы рекламных систем (ОРС) — VK, Яндекс и др.

Рекламодатели при работе с иностранными подрядчиками.
То есть если вы заказываете рекламу, но рекламораспространитель (например, блогер) не является налоговым резидентом РФ, то вы платите сбор за него.

Посредники в распространении рекламы — рекламные агентства, таргетологи, которые оказывают услуги по распространению рекламы.

Агенты — граждане или организации, которые действуют по поручению рекламодателя и (или) рекламораспространителя и за его счёт.

Обратите особое внимание на последние 2 пункта. Вокруг них самые горячие споры на рынке. Ниже разберём в чем соль.
3. Где искать суммы начислений и как оплачивать сбор
Напомним, что сбор с рекламы контролирует и начисляет РКН на основе данных в ЕРИР.

В личном кабинете ЕРИР будет реализован некий новый раздел, где будет отражена информация по налогооблагаемой базе и сумме необходимых отчислений.

Оплата будет производиться напрямую из ЕРИР либо на основании счета, скачанного из ЕРИР.
4. Когда нужно будет платить сбор
За первый квартал 2025 года сбор платить не нужно. Первые начисления будут за второй квартал: апрель, май, июнь.

Суммы первого платежа будут сформированы до 15 августа.
Далее аналогично до 15 числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом.

В течение 10 дней после расчета начисление необходимо подтвердить сумму начислений или уточнить изменения относительно расчётов.

Оплатить сбор нужно будет не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом. То есть оплату за второй квартал нужно произвести до 5 сентября.
Важные даты
→ 1 апреля — Закон вступил в силу.
→ 30 июня — Заканчивается первый квартал, за который нужно впервые заплатить сбор.
→ 15 августа — РКН разместит расчет сбора в личном кабинете плательщика в ЕРИР.
→ 25 августа — Последний день для представления уточненных сведений в РКН в целях оспаривания суммы сбора.
→ 5 сентября — Срок уплаты первого сбора.
5. Как начисляется сбор и что важно знать, если вы посредник
Согласно текущей версии постановления ваша роль и сумма сбора, которую вы заплатите будет зависеть от договоров в цепочке.
а) Агентский договор
По агентскому договору сбор начисляется на вознаграждение агента.
Пример

Агентство/Таргетолог получает от рекламодателя 120 000 рублей.

Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей начисляет на рекламный кабинет для оплаты размещения рекламы.

Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 20 000 рублей = 600 рублей — именно эту сумму агентство/таргетолог должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР.

То есть агентский договор позволяет не платить сбор с расходов.
Сейчас ОРД уже вносят изменения в раздел «Акты», где при выборе агентского договора можно будет указать размер вознаграждения, которое затем передаётся в ЕРИР для расчёта сбора на рекламу.
б) Договор услуг

По договорам оказания услуг сбор будет начисляться на всю сумму дохода, полученного при организации размещения интернет-рекламы, а не на вознаграждение (фактическую прибыль).
Пример

Агентство/Таргетолог получает 120 000 рублей на организацию размещения рекламы, которая будет затем фигурировать в Акте выполненных работ в ОРД.

Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей начисляет на рекламный кабинет для оплаты размещения рекламы.

Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 120 000 рублей как доход по договору = 3 600 рублей — именно эту сумму агентство должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР.
ОРД сейчас запрашивают сумму Акта выполненных работ — при выборе услугового договора нет возможности выделить вознаграждение агентства/таргетолога отдельно.
Проект постановления предлагает избегать многократное обложение одного рекламного бюджета так:
3% сбор платит тот, у кого первого в цепочке заключен договор услуг.
1. В цепочке нет агентских договоров
Сбор (со всей суммы в акте выполненных работ) платит рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, заключившие напрямую услуговый договор с рекламодателем.
2. В цепочке 1 агентский договор
Сбор платит агент (с агентского вознаграждения) и другой игрок, который заключил с ним договор услуг, на этом уплата сбора прекращается;
В цепочке 2 агентских договора
— Сбор платит агент (с агентского вознаграждения), второй агент, у которого заключен также агентский договор и следующее лицо, получающее доход по услуговому договору — на этом уплата сбора прекращается.
Закрывашка(?)
Источники