Больше не видно тех, кто репостит посты во ВКонтакте. Как это отразится на рекламщиках и бизнесе?
31 августа ВКонтакте провели реформу приватности. "Мы запускаем возможность закрывать свой профиль настройками приватности, а также включаем ограничение на просмотр списка поделившихся записью только для её автора". (c) источник

Давайте разберемся с тем, что это означает для пользователей ВКонтакте и для бизнеса, который развивается во ВКонтакте.
1. Пользователи во ВКонтакте
За 2017 год было вынесено 182 судебных приговора по материалам, размещенным в соцсетях. 138 из них – на материалы пользователей во ВКонтакте. Т.е. законы РФ как бы заставляют особо тщательно думать перед публикацией и вообще отбивают охоту этим заниматься.

"Правоохранительные органы часто не принимают во внимание контекст, не отличают публикацию от репоста, а изображение с сомнительной шуткой приравнивают к действительно опасным уголовным преступлениям". (c) источник

Если я не ошибаюсь, то Mail.Ru Group — первая из крупных интернет-площадок, которая обратилась в Верховный суд, Госдуму и к уполномоченному по правам человека с просьбой об амнистии осужденных за посты по статьям 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) УК РФ. (с) источник

На сегодняшний день всё это уже принесло результат. Президентский совет по правам человека предложил отменить уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, а также подготовил доклад по делам за репосты. Предложат наказывать за преступления экстремистского характера сначала административно, и только в случае, если деяния совершаются неоднократно, наказывать «уголовкой».

Стоит отдать должное, с точки зрения пользователя ВКонтакте, такое отношение внушает доверие. Mail.Ru Group отстаивает наши интересы и права на законодательном уровне. Параллельно с этим проведена реформа приватности личных профилей, которая позволяет полностью скрыть свою страничку от ненужных глаз и вопросов.

2. Представители бизнеса во ВКонтакте
Что значит отсутствие возможности посмотреть, кто именно репостит ту или иную запись?

Проблем три:

1 – нет возможности собрать базу репостеров по сообществам конкурентов, дать на неё рекламу или проанализировать.

2 – нет возможности анализировать рекламу конкурентов репостами в большие сообщества.

3 – есть понимание того, что ВК может продолжить борьбу за приватность ради защиты интересов пользователей.

Рассмотрим все эти пункты по отдельности.

1. Нет возможности собрать базу репостеров по конкурентам.


На самом деле можно, но не так просто, как раньше. Дело в том, что каждый человек, который делает репост, автоматически ставит лайк сообществу. Поэтому найти репостеров определенного поста можно следующим образом:

– собрать базу лайкеров определенного поста или сообщества за нужный промежуток времени;

– проанализировать стенку этих людей (у кого страница не закрыта) и собрать базу постов и источников, которые эти люди репостили к себе на страничку;

– выбрать ту аудиторию, которая репостила определенные посты или посты определенных сообществ.

Это один из многих способов. Но если раньше это можно было сделать в одну кнопку, то теперь надо заморачиваться. При этом это никак не нарушает правил ВКонтакте. Кроме того, не получится найти информацию по тем аккаунтам, которые закрыты настройками приватности.

2. Нет возможности анализировать посевы конкурентов репостами в сообщества.

Если ваш конкурент разместил пост репостом в какой-либо крупный паблик, сейчас вы не увидите, в какой именно. Т. к. не видно, куда сделан репост. Это тоже можно обойти.

– если у вас есть интересные конкуренты и вы хотите знать, откуда у них клиенты/подписчики, надо настроить на них мониторинг вступивших/вышедших. Так вы увидите, кто именно вступает, с момента старта мониторинга;

– можно собрать тех людей, которые вступили в группу конкурента за определенный промежуток времени, и узнать, в каких сообществах они состоят, через парсер «Группы, где есть ЦА».

Сделав это, вы увидите, из каких сообществ в ВК больше всего вступлений за нужный вам промежуток времени. И если это сообщество развлекательной тематики и больше 50 000 человек, скорее всего, именно в нём и давалась реклама (репост или прямой рекламный пост).

Как мы видим, для въедливого маркетолога есть место для маневров. Подобные исследования и алгоритмы мы публиковали и год, и два назад:
«Как узнать, откуда клиенты у конкурента»
«Фильтр сообществ "по активности" для посевов»
«Церебряные фильтры сэкономят ваше время и бюджет»

Но пугает третий пункт.

3. Есть понимание того, что ВК может продолжить борьбу за приватность ради защиты интересов пользователей.

Иначе говоря, сегодняшние изменения показывают, что ВКонтакте технически способен делать так, чтоб информация о лайкерах/репостерах была только для ВКонтакте или авторов постов.

В этом году было несколько нововведений в работе API, которые, с одной стороны, делают работу сторонних приложений более прозрачной для ВКонтакте, безопасной для пользователей ВКонтакте и удобной для разработчиков. Но, с другой стороны, сейчас технически очень просто ограничить работу любого приложения. Как лимитами или принудительным переводом на платный стриминговый API, например из-за слишком большого количества запросов. Так и просто отключением каких-либо методов API, например из соображений безопасности персональных данных пользователей.

Как основатель Церебро, я очень стараюсь следить за тенденциями. Как я и раньше говорил, ВКонтакте заботится о интересах своих пользователях больше чем любая другая социальная сеть. Уже и законодательно. Кроме того, ВКонтакте очень плотно занимается развитием экосистемы для сторонних разработчиков. А это помогает бизнесу, например, использовать приложения сообщества так, что можно сделать из сообществ хоть магазин, хоть сми, хоть игровую платформу, доску объявлений и что угодно другое. С мобильной вёрсткой.

Но при этом как факт стоит понимать, что те методы сбора информации о пользователях ВКонтакте, которые есть сейчас, не вечны, когда-то и нас коснётся то, что сделал Фейсбук и Инстраграм этой весной.

Очень возможно, что в скором будущем (год, пять лет?) мы придем к ситуации, когда современный сбор данных станет намного дороже. Закрыть сбор или аналитику проблематично, технологически мы готовы к этому лучше, чем кто бы то ни был.

Но сбор данных можно усложнить так, что возможность собрать лайкеров или участников какого-либо сообщества будет стоить столько, сколько сейчас стоят инструменты для брендов (как правило, это от 15 000 рублей в месяц за инструмент).

Можно не бояться только за количественную аналитику данных: например, сколько лайков собирает тот или иной пост (но без возможности видеть эти самые лайки), сколько вступило или вышло людей из сообщества (без возможности выгрузить этих людей).
Что можно посоветовать в этой ситуации и прямо сейчас?
Современный путь маркетолога для бизнеса строится по следующему принципу:

– умение находить нужную ЦА;

– умение найти триггеры для воздействия на нужную ЦА;

– настройка прибыльной рекламы на нужных людей нужными триггерами.

И чем больше опыта в этих навыках, тем меньше требуется собирать высокоточные базы. Поработав плотно с Церебро, можно научиться заранее определять наиболее выгодные сегменты. Со временем можно сфокусироваться над просто хорошим, а не божественным таргетом, но уже на объеме (до 10 рублей за клик от ЦА при объеме в 500–1000 кликов в день) и умением управлять вниманием с помощью контента (привет курсу про вовлечение в активности от Церебро).

Новости за последний год делают так, что этап «плотно поработать с Церебро» конечен для низкого порога входа. Для того чтобы оставить все текущие возможности и не нарушать правил ВКонтакте, существует большая вероятность перехода на другие, дорогостоящие методы работы со сбором и аналитикой баз, что наверняка отразится на цене для новых клиентов.

Подводя итог текущим новостям, я могу дать следующий совет: пока ВКонтакте даёт возможность, которой нет ни в одной другой соцсети, анализируйте своих клиентов, набирайтесь опыта в высокоточном таргете.

Всех благ и до встречи на канале.